Борис Вахмистров. Ситуацию с лавинами сильно усложняют сами катающиеся7 октябряВ каждом регионе катания есть люди, мнение которых, относительно лавинной обстановки, не обсуждается. Они годами преданного служения своему делу завоевали непререкаемый авторитет и уважение. Их имена знает каждый райдер, который серьёзно погрузился в тему и думает не только о склонах, но и о безопасности. В Красной Поляне - это «Дядя Женя», в Приэльбрусье – «Комаров», в Хибинах – «Борисыч», так коротко их называют райдеры между собой. Но кто эти люди? Сегодня мы беседуем с «Борисычем» - Борисом Вахмистровым, заместителем начальника Центра лавинной безопасности ОАО «АПАТИТ». Борис Вахмистров.Центр лавинной безопасности ОАО АПАТИТ F2R. Позвольте начать традиционно? Как Вы пришли в профессию? Б.В. Все очень просто. Я родился здесь, в Кировске, и еще учась в школе, видел наши лавины. А поскольку уже со школы катался на лыжах, много раз видел, как стреляли по лавинам, в общем, впечатление уже было. Для себя прочитал книгу Монтгомери Отуотера "Охотники за лавинами". Плюс, в это же время серьёзно увлёкся фотографией, что потом сыграло определённую роль в моей жизни. Далее был Кировский филиал Лениградского горного института, а поскольку я учился на вечернем отделении, надо было идти куда-то работать. Папа у меня всю жизнь трудился на руднике, и я думал сначала пойти туда. Но однажды услышал от знакомых, что в цех противолавинной защиты требуется фотограф. Я пошёл, говорю им, что фотографирую, на лыжах катаюсь, мне нравится, я это видел. Меня взяли. Но фотографом я проработал мало, сразу стал техником, потом инженером. ... в рабочей обстановке F2R. 34 года борьбы с лавинами. Фантастика! Б.В. Да, я ничем другим больше не занимался, только лавинами. На протяжении всех этих лет: лавины, шурфы, обстрелы, погода, снег... У меня в прошлом году юбилей был – полтинник. И я ради интереса начал считать, сколько я наработал, сколько обстрелов, сколько шурфов откопал, примерно, конечно, по количеству лавин. И такие нереальные цифры получились, тысячи и тысячи. Практически, за столько лет работы вокруг города почти ни одна лавина мимо моего внимания не прошла. F2R. Это для себя или статистику ведете? Б.В. Статистику - для изучения. На наших статистических данных очень много работ написано и пишется в настоящее время. Поэтому стараешься, как можно больше набрать сведений о лавинах. Кто-то берет информацию о том, с каких склонов сходят лавины, по ориентации по сторонам света. Кому-то интересно какого плана лавина: мокрая или сухая… А где все это брать? У нас в архивах. Сведения копятся с 30х годов. Сейчас все стали деньги считать, прошли сокращения, меньше нас стало, чем в 80-х. Поэтому занимаемся в первую очередь основными объектами – рудниками, дорогами, коммуникациями. Служба принадлежит ОАО «Апатит», за его хозяйством и следим. А другие склоны обследуем, если нас попросят организации, там работающие или владельцы горнолыжных курортов. Заключаем договор и работаем. F2R. А у ОАО «Апатит» проблем с лавинами хватает? Б.В. Да. Все рудники открытые… Центральный, Восточный, часть Кировского и Расвумчорррского. Там куда ни глянь, отовсюду может сыпануть. Служба для этого изначально и создавалась. Хотя толчком послужила трагедия 1935 года, когда лавина разрушила два городских жилых дома на 25-м километре. Два двухэтажных барака – 89 человек погибло. Позже был второй случай. Лавина сошла с Апатитовой горы в сторону столовой с горняками. Но до самой столовой не дошла, остановилась. Однако воздушной волной здание подняло и разбило о другое здание, 21 человек погиб. Лавина перехлёстывает железнодорожную ветку в поселке Кукисвумчорр (25-й км) F2R. Если говорить о катании вне трасс, здесь это опасно? Б.В. Ситуацию с лавинами при катании сильно усложняют сами люди. После Кавказа или Альп всё выглядит не так высоко, не так страшно и на первый взгляд доступно. Но это большая ошибка. Люди едут по склонам иногда даже точно не зная - куда. А там может оказаться много снега, часто - нестабильного… Пошла лавина. Человек или задыхается или получает серьезные травмы. Это типичные случаи гибели людей. F2R. Т.е. переоценивают свои возможности. Не посещают занятия, курсы по оценке лавиноопасности склонов. Сейчас такие есть… Б.В. Большая проблема с этими курсами, их уровнем и "лекторами" (не всеми, конечно) про которые люди читают в Интернете. "Мы научим вас читать склон…" и тому подобное, "…где опасно, а где нет". И вот человек приезжает и видит снег. А понятия не имеет, как складывались условия в снегу на протяжении сезона и что с ним внутри происходило… Рельефа не знает. Сверху можно копнуть, а дальше? Сколько там внизу по линии спуска – 10 см или 5 метров. Может, камни слегка присыпаны, а может, ночью ветром метр свежего нанесло. В Хибинах ситуация со снегом меняется очень быстро, У нас снег "другой", его носит туда-сюда почти постоянно. Я к теоретическим признакам осторожно отношусь, потому что, в отличие от многих теоретиков, практик. Я только что и делаю – наблюдаю, измеряю, копаю. Лавины могут сойти везде, нужны лишь соответствующие условия и провокация, тем более при катании вне трасс. Толщина линии отрыва лавины в цирке у горнолыжного комплекса Большой Вудъявр F2R. Фрирайд, это определённый риск, верно. И люди всё больше это осознают, катаются со специальным оборудованием - рюкзаки АВS, биперы, щупы, лопаты. Что Вы думаете об этом? Б.В. Фрирайд пропагандируется, это здорово на самом деле, но о реальной безопасности говорят слишком мало. Рюкзак АВS действительно повышает шансы, он может помочь остаться на поверхности. Но не всегда. И не спасёт от травм, от ударов о камни, о склон. Здесь был случай. Группа на снегоходах каталась несколько лет подряд. И два года назад у них в лавине гибнет товарищ. Никакого лавинного оборудования на тот момент у них не было вообще. На следующий год они снова приехали кататься, но уже в полной экипировке: биперы, лопаты, щупы, лавинные рюкзаки. Обследование лавины, погубившей снегоходчика Лавины, особенно в Хибинах, трудно предусмотреть. Очень много факторов надо учитывать. Если с метелевыми более-менее все понятно, то с мокрыми и "долгозреющими", гораздо сложнее. Поверхностный взгляд ничего не даст. Грубо говоря – нужно копать и оценивать... У нас есть разные методики, но никто не возьмется предсказывать сход таких лавин точно. F2R. Да, грустно. Но лучше о хорошем. Я вижу у вас прямо на рабочем месте большая коллекция лыж. Наверное, при такой профессии часто удаётся кататься? Б.В. Вот и вы о том же (улыбается). Мне знакомые завидуют, говорят, что у тебя такая работа, ты каждый день можешь на горе быть! Я им отвечаю, - это же работа. В любую погоду, в мороз, в метель я должен быть на горе, копать, смотреть, собирать сведения. А мне как любому нормальному человеку хочется в хороший денёк, спокойно, между елочек покататься, в пушистом снегу. Но это бывает редко. F2R. На ваших глазах в Хибинах появился сноубординг. Как вы отнеслись к людям с досками? Б.В. Нормально, отнёсся. Катаются и катаются. Сам даже думал попробовать, да все пока никак. Я в молодости на скейтборде прилично катался, в пятнашки играли, слалом устраивали между детскими кеглями. Наверно, похоже. Полёты на паралёте в группе F2R. Говорят к вам киношники из Америки приезжали? Что, хотят сюжет о фрирайде местном снять? Б.В. Фрирайд тут ни при чём. Была такая история, в 1959 году в Уральских горах зимой, при загадочных обстоятельствах трагически погибла группа туристов, девять человек. Группа Дятлова. Ночью они почему-то выбежали из палатки в разных направлениях и погибли. Было много версий: и лавина, и НЛО, и монстры, и секретное оружие, и даже КГБ. Американцы про этот случай узнали и захотели снять кино. Был готов сценарий, в котором, скорее всего, будут все эти версии. Режиссёр фильма Ренни Харлин, который снимал «Скалолаз», «Крепкий орешек-2» и много других известных картин, приезжал со съёмочной группой снимать натуру: к нам ближе, чем на Урал и инфраструктура почти у подножья гор. Я его сопровождал, сначала показывал интересные места для съёмок, консультировал по лавинным и туристическим вопросам, потом с напарником обеспечивал безопасность во время съемок. Как-то еще во время осмотра подходящих для съемок мрачных гор он мне говорит: "Я тебя обязательно сниму, как сурового спасателя. Только не меняй имидж". Отвечаю: "Хорошо"! С Ренни Харлином на съёмках Перевала Дятлова Ренни называл меня "Boris-Boris", типа, по имени-отчеству. На фотографии в кармане у него виден сценарий. Почитать тогда не дали: секретничали. Фотографирование, кстати, тоже не очень приветствовали. Фото со съёмок – со своей поисковой собакой F2R. Вот это история! Надеюсь с продолжением. Напоследок, что можете пожелать людям, которые приезжают кататься в Хибины? Б.В. Надо прислушиваться к мнению знающих людей, лишний раз не рисковать, лишний раз не лезть куда не надо. Есть условия, которые способствуют сходу лавин – метель, снегопад, дождь, повышение температуры... Приезжает человек, солнце светит, метели нет, все классно, а что накануне было - он не знает, вот и есть шанс попасть в лавину ничего не подозревая. Удовольствие удовольствием, но надо головой думать - это о грустном. А о хорошем - приезжайте в Хибины, обязательно звоните в лавинную службу, интересуйтесь лавиной обстановкой и катайтесь на здоровье. Конец интервью. Стёпин Олег Справка: За время своей работы Борисом Вахмистровым с товарищами по работе в районе Кировска осмотрено 4 512 лавин. Из них обследовано детально с его участием - 357. Проведено 219 минометных обстрелов (сбито 620 лавин). Тизер фильма «Перевал Дятлова» |
Борис Вахмистров. Ситуацию…
7 октября
Италия: спасли старую дере…
1 июня
Трагедия на горнолыжном ку…
24 марта
Сочи 2014. Серебро в сноуб…
18 февраля
Снегопады в Шерегеше
17 февраля
Кросс канри сноубординг!?!…
13 февраля
Holla Atcha Boi! Скотт Сти…
12 февраля
Австрия для самых маленьких
10 февраля
Форест Бэйли в ADIDASе
20 декабря
Сванетия приняла первых гостей!
17 декабря
5 веских причин весной кат…
16 апреля
Таймлепс / интервальная съ…
25 августа
Команда Snow Sense...
14 августа
Лавинный курс в Хибинах / …
2 августа
Квадролето в Хибинах
2 августа
Фильм Ride the Planet / KHIBINY
2 августа
Премьера фильма! RideThePl…
7 июня
Команда Ride the Planet у …
4 июня
Фрирайд-школа Snow Sense …
23 апреля
13 parks tour
20 самых популярных
a skiers journey
abs
achensee
adidas snowboarding
adrenalin games 2013
adrenalin games 2013 winter
aymar navarro
burton
ispo 2013
ridetheplanet
the north face
авальман
австрия
аймар наварро
бертон
буковель
волен
гора белая
горная карусель
гудаури
домбай
екатерина тудегешева
жабляк
игора
испо 2013
италия
ишгль
квань
красная поляна
норвегия
охтапарк
роза хутор
санкт антон
скипасс
снежком
снежный
сорочаны
телемарк
тироль
фгсср
цермат
чулково
шамони
швейцария
шерегеш
шуколово
эльбрус
яхрома
|
Премьера фильма состоится 28 февраля 2013 года и бюджет составил 4,5 миллиона долларов.
фото с линией отрыва особенно впечатляет
Вот контакты спасов:
Мурманский поисково-спасательный отряд - филиал СЗРПСО МЧС России: г. Кировск, ул. Советской Конституции, д.3. Тел. Дежурного - (815-31) 5-88-95, тел. руководителя - (815-31) 5-86-89.
Поисково-спасательное подразделение: 183027, г. Мурманск, ул. Радищева, д.38. Тел. дежурного: (8152) 25-92-42, +7.911.307-87-73.
Сайт управления МЧС России по Мурманской области - www.51.mchs.gov.ru