Блог

Лавина. Взгляд изнутри или десять "Не", о которых должен знать каждый фрирайдер

3 октября

Думаю эта статья будет интересна многим - написана на основе моего личного опыта попадания в лавину (21.02.2008, Карпаты, Черногора, Говерла, протянуло около 640 метров по оценке сотрудников МЧС и упаковало полностью):

1. Не думайте, что если сход лавины спровоцирован вами лично, то успеете всё понять, проанализировать и куда-то там выпрыгнуть - снег разгоняется за доли секунды, просто вначале это трудно понять, трудно принять в принципе мысль, что это уже произошло, произошло именно с тобой, произошло там, где не должно было произойти никогда (я сорвал лавину на склоне, который НИКОГДА не считался лавиноопасным и не был помечен как лавиноопасный на картах-схемах МЧС).

2. Не рассчитывайте на то, что опыт зарубывания на склонах поможет зафиксироваться и пропустить снежную массу "сквозь себя" или, как ещё иногда бывает с микролавинками, - "между ног" (я в первое же мгновение попытался зарубиться трек-палками, но погрузился вместе с ними в движущуюся массу по самые плечи, плюс драгоценные доли секунды были потеряны с самого начала - я только визуально понял, что "поехал", когда снег вокруг покрылся тысячами трещин и плавно поплыл горизонт, а ногами вначале вообще движение не ощущалось).

3. Не думайте, что "гребля руками" поможет остаться на поверхности - всё зависит от неровности склона - как и в горной реке, вас просто затянет и закрутит такими же волнами и бурунами жидкого снега - просто, как беспомощно барахтающегося Тузика, а если склон ровный, то лучше сгруппироваться, чтобы не покалечиться в собственных лыжах/палках/ледорубах/кошках/рюкзаках/прочее...

4. Не надо кричать и рыдать - если вы катаетесь/ходите правильно, то ваши друзья и так увидят, в каком месте вы пропали, а если вы "солист", то, как и в моём случае, позаботьтесь о сохранении энергии и кислорода - они вам ох как понадобятся!

5. Не стоит "бороться до последнего" в снеговом потоке - ваша задача понять, когда лавинная масса начинает останавливаться, и непосредственно перед остановкой позаботиться, чтобы руки были у лица (у меня сорвало с левой руки лямку рюкзака и многолетняя спортивная привычка позволила зафиксировать левый кулак у подбородка, а правую руку затянуло лямкой вниз назад, как в наручниках).

6. Не мечтайте, что после остановки снежной массы вы будете "копать тоннели", "жить часами под снегом" - это единичные случаи в истории человечества и имеют они отношение к сходам массы сухого снега, влажный же снег смерзается в считанные секунды после остановки - это ЖИДКИЙ БЕТОН - и конечности неподвижны и кислород такой снег не пропускает!

7. Не паникуйте, успокойте дыхание и сердцебиение - от этого зависит, сколько минут вы проживёте - а если самостоятельно не пробьётесь к поверхности, то даже вашим друзьям понадобится немало времени, чтобы вас найти и откопать, и даже если вы потеряете уже сознание, продержаться живым нужно стараться дольше, чтобы не дать телу быстро остывать - это шанс на спасение, и "стараться жить" в такой ситуации - означает экономить силы и кислород, а значит - успокоиться.

8. Не думайте, что пробив дырку к поверхности и получив доступ к кислороду, вы 100% останетесь живы - на раскапывание большой массы спрессованного снега уйдёт много часов, а в полностью мокрой одежде (+ тело не дышит) вы быстро потеряете силы и первые признаки гипотермии (вялость, боль в некоторых мышцах, непоследовательность в действиях, спутанность мыслей и т.д...) не заставят себя долго ждать (я откапывался почти 5 часов и оказался на поверхности почти в 21:00 февральской ночью).

9. Не считайте спасение из плотных снеговых объятий гарантированным выживанием (в моём, например, случае, оказавшись на поверхности с радостными истерическими криками "Врёшь! Не возьмёшь!", я ещё не понимал, что выживание только начинается - впереди была самая длинная ночь в моей жизни, на протяжении которой пришлось непрерывно двигаться всеми группами мышц - и это при кажущейся полной потере сил при откапывании! - и несмотря на это гипотермия всё время ждала рядом и к утру я с огромным трудом и болью передвигался "на четвереньках" по 10-15 метров).

10. Не думайте, что работники МЧС или горно/поисково/спасательных/прочих отрядов (равно как и ваши друзья) обязательно вас найдут, даже если вы откопались и пережили самую страшную ночь под вершиной в мокро-промёрзшей одежде - вас могут просто не услышать и не найти (в моём случае удалось найти неустойчивую точку связи и сделать один звонок другу в Киев, который поднял на уши всю МЧС - через сутки меня искали несколько отрядов - блин! да сколько там той Говерлы! - несколько раз проходили мимо и никто не слышал моих криков и не видел оранжевого полотна - и это при том, что я достаточно точно описал направление, по которому меня унесло! - погода сильно испортилась, видимость 10-20 метров, вой ветра в говерлянском котловане/цирке просто невероятный, и при этом я прекрасно отдавал себе отчёт, что следующую ночь организм не переживёт, не смотря на то, что мозг готов хоть неделю бороться!).

ЧТО ПОСОВЕТУЮ:

1. Не создавайте себе проблем сознательно - сам процесс выживания приносит удовольствие только в случае достижения положительного результата - а если заколотят в деревянный ящик и закопают на 2 метра в глубину с мемориальной надписью у изголовья - это не делает никому чести и приносит горе близким.

2. Что же, если уже случилось, действовать нужно крайне хладнокровно, не запуская механизм паники.

3. Избавиться от навесного снаряжения и лыж/борда/снегоступа/прочее... Хотя, именно укороченная телескопическая трек-палка дала мне под снегом первый кислород. Но это стало возможно только благодаря тому, что я забыл в тот день одеть на трек-палки снегоупорные кольца и не стал возвращаться за ними к машине (типа примета плохая). Трек-палка с кольцом не продвинулась бы под снегом ни на сантиметр.

4. Руки - к подбородку! Много читаю теоретиков и различные фразы типа "Принять позу эмбриона" меня пугают - а зачем? Кто такое советует? - Этот советчик был под снегом? Что я сделаю руками, запрессованными в снег у меня на уровне груди/живота? - НИЧЕГО. А вам понадобится воздух. Много воздуха. Искать будут долго. И даже если вдруг найдут, откапывать будут также очень долго. С точки зрения человека, умирающего под снегом, - бесконечно долго.

5. Пережевывайте снег - ртом помогайте рукам - это увеличит шансы. Кроме того, что это ускорит процесс расширения воздушной капсулы перед лицом (а времени - секунды/минуты на это), стекающая по губе жижа поможет понять, куда копать. Не слушайте бред типа "плюнуть и посмотреть куда полетело" (дословно с одного форума, автор - великий "гуру" по выживанию в лавинах - под снегом никогда не был) - под влажным снегом у вас вначале будет 1 миллиметр протаявшего от лица пространства и запомните - под влажным снегом АБСОЛЮТНО ТЕМНО. И давление на грудь и на все внутренние органы не даёт вестибулярному аппарату определять ваше положение в пространстве, а пульс просто бьёт кувалдой в голову.

6. Если всё же удалось пробить дыру и хватануть воздуха (вероятность чего слишком низка), не останавливайтесь, не расслабляйтесь ни на секунду - не стоит утешать себя мыслями, что какой-то этап спасения уже пройден благополучно, бездействие - это замедленная смерть.

7. Оказавшись на поверхности, не ложитесь отдыхать, у вас нет на это времени - холод работает против вас каждую секунду и погода может в горах к вечеру превратиться в кошмар - сами знаете. Немедленно сориентируйтесь, где вы находитесь, попробуйте воспользоваться средством связи и если это удалось - передать точные координаты с GPS-навигатора или трекера. В своём сообщении не приуменьшайте проблему, не геройствуйте - лучше, если спасающая вас сторона предпримет все возможные меры и обнаружит вас в относительном здравии и адеквате, чем успокоится вашим сообщением типа "со мной всё ОК, просто болит нога, помогите мне немного спуститься" и обнаружат ваше тело чуть тёплое, опоздав на 10 минут.

8. Постарайтесь не беспокоить самых родных и близких по телефону - расскажете всё при встрече. Поднимайте на ноги только самых надёжных друзей, которые отложат нафиг любые международные переговоры государственной важности и каждую секунду буду реализовать план по вашему спасению - это должен быть достаточно хладнокровно мыслящий человек.

Если вы поставили в известность о своём ЧП более одного человека, то сообщите каждому из них об информированности других - их действия должны быть согласованными, чтобы не повторять/не дублировать друг друга, не раздражать одинаковыми звонками соответствующие органы, а также не отвечать на множество одних и тех же наводящих вопросов со стороны поисковиков. Время - ваша жизнь.

9. Обеспечьте себе надёжное укрытие, если дальнейший спуск невозможен из-за рельефа/травм/гипотермии. Не суйтесь через снежные карнизы, через трещины - судьба второй шанс за один день дуракам и идиотам не дарит.

10. Обеспечьте поисковикам возможность вас обнаружить - яркие вещи, кровь на снегу и т.д... Не нужно стоять и орать во всю глотку, растрачивая драгоценные силы - в горах вас скорее всего никто не услышит, а тем более там, куда обычно сносит жертву. Бейте ледорубом/карабином/прочее по металлическому предмету - такие звуки разносятся в горах на большие расстояния.

Лучше, чтобы сразу было понятно, что это человек - делайте двойные, например, удары с небольшими паузами между сериями (когда всё возможное с моей стороны было уже сделано, я более 2 часов изо всех сил в руках бил крышечкой титанового котелочка - чуть больше кружки - по его днищу, поворачивая котелочек во все стороны вокруг себя и это спасло мне жизнь - за пару часов до планового прекращения поисков один из отрядов вышел четко на этот звук).

11. Если пришлось организовывать ночёвку/бивак, сделайте всё, чтобы с одной стороны уберечь себя от замерзания и диких животных, но с другой стороны - ни под каким соусом не дайте себе отключиться и заснуть (когда я к утру уже терял сознание, то понял, что после спасения это была бы самая нелепая смерть, и втыкал себе под щёки и под бороду в мягкие ткани острые предметы, опираясь на них, голова начинала клониться, натыкалась на боль и я снова вскидывался).

12. Берегите любые ресурсы, которые у вас есть - вода, газ, сухарики, конфеты, прочее... Сейчас вы не настолько голодны, чтобы бессовестно сожрать то, что очень понадобится вам через двое-трое суток.

13. Не пытайтесь компенсировать потерю влаги организмом, поглощая снег - через сутки полопают дёсна и губы до кровоточащих ран, а вы так и не напьётесь.

14. Фиг его знает... Вспомню - напишу. Спрашивайте - может, так легче что-то всплывёт в голове.

~~Да, вот ещё... Уважаемые фрирайдеры и альпинисты! Общаясь постоянно с единомышленниками, я понял, что большинство катальщиков и горников считают, что понятие "влажная/мокрая лавина" возникло там, где лежит влажный снег - или в малых горах, или совсем уж в несезон. Отбросьте это заблуждение раз и навсегда.

Самый сухой морозный пухляк за считанные секунды движения в лавинной массе на огромной скорости становится влажным (независимо от температуры окружающей среды!), а масса одного кубического метра влажного снега достигает 0.8 тонны! - поверьте, человеку совсем немного надо!~~

ВЫВОДЫ

Да, я стал относиться с должным уважением к снегу, хотя и не перестал круглый год ходить в горы. За прошедшие 3.5 года проведено очень много разъяснительной работы не только среди горных туристов/альпинистов/лыжников/бордистов, но и по приглашению работников МЧС.

Не всегда лавинщики дают точную информацию. В этом году мы обратились к спецам на лавинной станции (промолчим, кто и где), которые дали нам гарантию, что уже ничего нигде не сойдёт.

На Розе Хутор лавина сошла прямо на трассы. Погибли два человека.

Человек с известной на всю страну фамилией сказал дословно: "Вы знаете, кто я? Я вам лично даю гарантию, что уже всё, что должно было сойти в этом районе, - сошло. Лавинный сезон здесь закончился". На следующий день в нескольких километрах от лавинной станции мы подошли к подъёму. Склон мне не понравился. Что-то насторожило. Я объявил ребятам привал, а сам достал снеговую лопату и начал копать.

И, простите, офигел... Сверху сантиметров 10 мягкого снежка, далее 20-30-сантиметровая почти ледяная доска, а под ней 1.5-2.5 метра мокрого серого очень крупного гранулированного снега и мокрая прошлогодняя трава. Ребята поменялись в лицах. В этот день все размышляли о ценности получаемой от спецов информации, мы вернулись в лагерь и закончили эти сутки такой себе полу-днёвкой. А на следующий день вышли в другом направлении, где ничьи советы нам не требовались (свой многолетний опыт) и растворились в морозной высоте.

Не стоит надеяться на авалунги/ленточки/биперы/щуперы/собакеры... Да, они добавляют шанс на выживание, но ничего не гарантируют. После своего ЧП я принимал много раз участие в поиске и откапывании "жертв снега". Картинка удручающая. Искалеченные тела, зажатые во всех немыслимых позах, забитые снегом лёгкие, ноздри, глаза, уши...

И часы-часы-часы времени, потраченные на выдалбливание людьми кубиков спрессованного снега, чтобы добраться до тела, да ещё и умудриться не поломать его при извлечении. Оно ведь стеклянное... И глядя на замёрзшее в изогнутой назад позе тело (ноги аж до головы достали каблуками!) в крутой дорогой снаряге, привязанное для транспортировки к крутым его же лыжам, а там далее - прикреплённое к щиту ратрака верёвками, начинаешь понимать - ничего меня не спасло бы, если бы на то не было воли Господней.

Хотите еще инфорамции о лавинах из первых рук? Тогда читайте наше интервью с первым человеком по лавинам в Хибинах - Борисом Вахмистровым: "Ситуацию с лавинами при катании сильно усложняют сами люди".

источник: risk.ru

Укажите URL изображения
или
need_flash
SnowGUN 28 октября
Стремно блин...
00
billy jons 28 октября
Так что скорей всего без вариантов , потому что чудеса случаются редко..........
00
GonZaleZ 28 октября
Блин... Я уже как-то не очень хочу кататься не по трассам...
10
SnowGUN 28 октября
Вот, вот, это даже не испключение, это мегасупер везение...
00
tk 29 октября
когда ты увидишь пухляк - ты забудешь про все страхи )
00
seth 29 октября
Жуть....
10
tekkman 29 октября
ага=) ты не замечал, почему на гребнях перед выходами в кулуары так много желтого снега?=) вот идешь ты и видишь прекрасный нетронутый кулуар, где нет ни одного следа, и тут то начинается внутренний диалог:
- интересно а почему тут ни одного следа нет?
- о! круто что ни одного следа нет, щас распишу
- а всё таки странно, что нет следов
- да ты успокойся, щас отхватим
- блин, ссыкотно, а вдруг щас всё это сползёт
... ну и так далее. Мне кажется если бы эти ощущений не было, я бы не катался фрирайд. Озознание риска и возможных последствий(да ладна это случится не со тобой, успокойся) - это то одна из "граней фрирайда". Те кому это не нужно делают вжик вжик по трассе, и идут в кафе=)
Хороший проверенный гид - вот кто дает мне ощущение защищенности, за этого он получает деньги. Хотя все равно чувство стрема остается.. гид ведь тоже человек, но уже не в такой степени.
10
tk 29 октября ( исправлен - 29 октября )
"гид ведь тоже человек, но уже не в такой степени." ))))

ps чую себя каким то ньюбом... пока не был ни в одном лавиноопасном месте (
00
GonZaleZ 29 октября
Да, это есть) Но всё-таки после прочтения этой статьи буду с большей осторожностью относиться к странным местам, а как только увижу, что что-то ползёт, буду мотать, как угорелый))
00
Fill 31 октября
Я так и не понял он катался или гулял? Но точно был один. Его проблема. Все правила внетрассового катания начинаются с 3х безусловных вещей: 1. Не катайся один. 2. Не катайся в незнакомом месте по чужим следам. 3. Не катайся без бипера.
Если ты пренебрёг даже этим, не вопрос, всё написанное выше для тебя, борись за жизнь. Написано жёстко и, наверное, правильно.
Есть спорные моменты. Например, гиды с которыми катался я, говорят, что уехать от лавины можно. Надо держать переферийным зрением склон и точно знать куда ты в сл.чего уедешь. Кататься не по лавинному ходу, а по стенкам. Не резать склон большими дугами, тем более поперёк, а делать небольшие повороты и не оттормаживаться, не падать, ну и т.д.
Конечно все эти правила работают в том случае, если ты уверенно катаешься. И в сл чего сможешь отпустить доску-лыжи и дунуть в сторону, вниз не упав.
Это всё очень хорошо видно в фильмах. Вы часто видите, что райдер уже на выполаживании, а за ним грохается масса снега...
20
tk 31 октября
я так понял, что он гулял
00
tk 31 октября
и это.. первое делает бессмысленным второе. нафиг бипер, если ты все равно один )
00
Fill 31 октября
Скорее гулял. На фотке он на борде, просто... Немного нагнал жути. Про стучание по ледорубу, например? Откуда он? Наверное остался в рюкзаке, повезло. Потом про шурф 3 метра глубиной, аж до травы? Сложновато это быстренько сделать-то. Вобщем не без художественного вымысла статья.
Мне показалось это симбиоз личного опыта и общих правил выживания в горах.
00
MuzhichkOFF 5 октября
Отличная статья, как с точки зрения практичности и обмозгования в случае попадения в ситуацию, так и в плане должного уважения к лавинам. Пока такое не читаешь и не видишь как то все равно воспринимаешь лавину несерьезно что ли. А вот после прочтения статьи проняло до костей, и сразу вспомнил ощушение после прочтения книги "Белые молнии гор", так доходчиво и стастистично описывают и начинаешь понимать насколько все таки это серьезно может быть.
00
William 10 ноября
Страшно, жестко, правда!
00
eugen_vrn 29 января
Чтобы тулковко нашли стеклянное
00